Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 "Малыш" г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №3 «Малыш»
г. Моздока
Республики Северная Осетия - Алания
Программа спроектирована с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее ФОП ДО), особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Основная
образовательная программа ДОУ разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования"
- «Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ
Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года
№26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Основная образовательная программа охватывает возраст
детей от 2 до 7 лет и в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три
основных раздела (целевой, содержательный, организационный).
Каждый из основных разделов включает обязательную
часть (на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования) и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в
которой отражаются специфика организации и приоритетные направления
работы.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
- рабочая программа образования,
- рабочая программа воспитания (далее – программа
воспитания),
- календарный план воспитательной работы (далее –
план).
Программа
направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Реализация основной
образовательной программы предполагает:
•полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного
возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
•индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья);
•содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
•поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
•партнерство с семьей;
•приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
•возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития);
•учёт этнокультурной ситуации развития детей;
•обеспечение преемственности дошкольного и начального общего
образования.
Содержание Программы охватывает следующие образовательные
области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация
и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Речевое развитие включает владение речью
как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности
со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Художественно-эстетическое
развитие предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Виды деятельности в ДОУ для детей
дошкольного возраста:
-Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
-Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
-Восприятие художественной литературы и фольклора;
-Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
-Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал;
-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах)
-Двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Содержание Программы
отражает следующие аспекты социальной ситуации
развития ребёнка дошкольного возраста:
-
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер
взаимодействия со взрослыми;
- характер
взаимодействия с другими детьми;
- система отношений
ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или парциальные
программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких
образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а
также методики и формы организации образовательной работы.
В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО учитывает образовательные
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована
на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
• выбор парциальных образовательных программ и форм организации
работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции организации и групп.
МБДОУ детский сад № 3 г. Моздока создает и
применяет на практике модель дошкольного образовательного учреждения,
ориентированного на этнокультурный компонент своего края. В части,
формируемой участниками образовательных отношений,
представлены разработанные педагогами МБДОУ и направленные на
развитие детей тематические планы по
национально-региональному компоненту, которые расширяют и углубляют основное
образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные
образовательные потребности современной семьи и избирательные
интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального
компонента.