Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

2.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,
а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и
педагогов дошкольного образовательного учреждения;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
• организация сотрудничества ДОУ с семьей;

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
детского сада;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития;
• взаимодействие с родителями (законными представителями)
воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи;
• осуществление консультативной поддержки родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в
том числе инклюзивного образования (в случае его организации)
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей
(законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в
собственных педагогических возможностях;
• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами
приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями
(законными представителями) воспитанников и повышение
эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базиса личностной культуры детей;
• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание
помощи в организации семейного досуга;
• повышение правовой грамотности родителей (законных
представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств
ребенка;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей (законных представителей) воспитанников по всем
фундаментальным основам воспитания: физического, социально-

коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного,
речевого, технического развития детей;
• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы ДОУ
3.1.Планирование работы по взаимодействию дошкольного
образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в
соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного
учреждения:
• принцип гуманизации, предполагает установление подлинно
человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ –
семья»;
• принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей
семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и
методов индивидуального взаимодействия;
• принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями
семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный
процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
• принцип непрерывности преемственности между ДОУи семьѐй
воспитанника на всех ступенях обучения;
• принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в
создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
• принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт ДОУ);
• принцип доброжелательности всех участников содружества;
• принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы ДОУ не допускается никакого
принуждения).
• принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических
ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой
самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной
культуре;

• принцип организации развивающего взаимодействия детей со
взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми в коллективах;
• принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной
субъективности точки зрения педагогического работника;

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ
с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает
Педагогический совет ДОУ. Его содержание определяется задачами,
стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия ДОУ и семьи предполагает следующие
этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей
(законных представителей);
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей
воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в
формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности
ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации
или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия ДОУ и семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями (законными представителями) группы;

• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников ДОУ;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и
детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные
отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями)
определенной последовательности, системы согласования личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на
основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений
работников ДОУ с родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и
родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным представителям) воспитанников ДОУ
.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных
установок, раздача памяток по теме собрания); консультации,
инструктажи, папки-передвижки;
• посещение семей на дому (по мере необходимости);
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тематические выставки художественного творчества, конкурсы;
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:

• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей и
формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых
в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению
нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
• методы организации совместной деятельности (планирование,
организация и контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка,
коллективное обсуждение результатов сотрудничества).

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1.Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса в ДОУ, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных
представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических
работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их
эмоциональной взаимной поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с
назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических
возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и
семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и
образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки
зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива ДОУ с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, музыкальной школой,
краеведческим музеем, другими ДОУ.

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями
воспитанников

6.1. Информировать родителей (законных представителей)
воспитанников и общественность относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, а также основной образовательной программы
дошкольного образования, и не только семьи, но и всех
заинтересованных лиц, вовлечѐнных в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных
представителей) воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья.
6.5. Создавать условия для родителей (законных представителей) по
поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
образовательной программы дошкольного образования, в том числе в
информационной среде, а также для обсуждения с родителями
(законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных
представителей) воспитанников к воспитателям, заместителю
заведующей по воспитательной работе, заведующему ДОУ, как
показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей
в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников мероприятий, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих
достижений и ошибок, использование родителями педагогической
литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках,
организуемых в ДОУ.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической
деятельности.

7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных
представителей) воспитанников о воспитании детей в ДОУ.
7.7. Критерии анализа годового плана:
• планирование задач на диагностической основе с учетом анализа
достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
• учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;
• разнообразие планируемых форм работы;
• планирование работы по повышению профессиональной
компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с
семьей;
• разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам
ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы,
семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры,
тренинги и т.д.);
• выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohranatryda.com
• выявление передового опыта семейного воспитания и распространение
его в ДОУ.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы
педагогов:
• планирование содержания мероприятий на основе учета интересов,
нужд, потребностей родителей (законных представителей)
воспитанников;
• разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
• разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
• отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
• учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в ДОУ.

8. Контроль

8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из
звеньев по реализации основной образовательной программы ДОУ.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников осуществляется заведующим и заместителем
заведующей по воспитательной работе ДОУ.
8.3. Заместитель заведующей по воспитательной работе в рамках
контроля имеет право:
• посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
• изменить планирование работы по взаимодействию с родителями
(законными представителями) воспитанников по производственной
необходимости;
• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам,
конкурсам и т.д.) в ДОУ.
8.4.Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада
и развития партнерства является Совет ДОУ - постоянный
коллегиальный орган управления, в состав которого избираются
работники ДОУ, родители, представители Учредителя. Оригинал данного
положения http://ohrana-tryda.com/node/2207
8.5. Совет ДОУ имеет полномочия:
• определение основных направлений развития дошкольного
образовательного учреждения;
• организация работы по защите прав и интересов участников
образовательного процесса;
• контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания
и труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья
воспитанников и работников;
• поддержка общественных инициатив по совершенствованию и
гармоничному развитию воспитанников ДОУ;
• участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательного процесса в случаях, когда это необходимо.

9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию,
отражающую основное содержание, организацию и методику работы по
взаимодействию с семьями воспитанников.

9.2.В перечень документации включены:
• планы работы с родителями (законными представителями)
воспитанников по ДОУ на учебный год;
• протоколы групповых родительских собраний;
• конспекты мероприятий;
• отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
анкетировании с выводами;
• протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного
учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает
заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с
семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в ДОУ в течение 3 лет.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего ДОУ.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».