Волшебная кисточка Доп.пр..

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка» (далее программа) имеет художественную
направленность и разработана для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Программа
направлена на формирование и развитие творчества и фантазии,
наблюдательности и воображения, ассоциативного мышления и
любознательности, формирование эстетического отношения к окружающей
действительности.
Направленность – художественная
Адресат программы дети 5 – 6 лет
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит
сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время
возникает необходимость в новых подходах к развитию эстетических качеств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения,
навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои
работы.

1

Отличительные особенности заключаются в том, программа
ориентирована
на
применение
широкого
комплекса
различного
дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к
активной познавательной и творческой работе.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по
обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности,
необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению
таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление,
обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности
(игровой, художественной, познавательной, учебной). Дети получают знания о
простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции,
правилах
рисования,
а также о наиболее выдающихся мастерах
изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы
развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное
рисование
доставляет
детям
множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Педагогическая целесообразность программы объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд
специальных
заданий
на
наблюдение,
сравнение,
домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству,что в будущем
поможет детям быть более успешными в школе. А так же обеспечение одной из
самых важных потребностей детей
потребность взаимодействия со
сверстниками.

2

Уровень освоения программы - базовый
Цель программы - развитие художественно – творческих способностей
дошкольников в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и
способами изображения.
Основными задачами программы являются:
Обучающие:
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно
знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
- совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными
материалами.
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества;
Развивающие:
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить красоту;
- знакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический,
музыкальный, детский, театр зверей и др);
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для детей 5-6 лет.
3

В кружке должно заниматься не более 15 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель , 9 месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период проводятся с
детьми 8 занятий по 25 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 25 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формы обучения:
 Интегрированные занятия;
 Практические занятия;
 Игровые формы организации занятий;
 Выставки;
 Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку
предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный
поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного
процессов позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и
информационно насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа
с литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное
назначение метода – организация усвоения информации обучаемым путем
сообщения им учебного материала и объяснение его успешного
восприятия.
 Репродуктивный (практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование). Основное назначение опыта – формирование навыков
4

и умений использования и применения научных знаний. Суть метода
состоит в повторении (многократном) способа деятельности пол заданию
педагога.
 Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.
Основное назначение метода – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
 Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).
Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой
деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
 Игровой - используется при реализации программы в следующих
случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется
самоуправление поведением).
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
 Качество усвоения;
 Уровень овладения деятельностью;
Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
 Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:
 Широта и устойчивость интересов;
 Общекультурный кругозор;
 уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
 степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.
Психологического комфорта:
 степень оптимизма, защищенности, уверенности;
 эмоциональное состояние;
 межличностные отношения;
 социальное благополучие.

5

Предполагаемые результаты:
К концу учебного года дети будут:
-проявлять творческую активность при выборе нетрадиционных способов
изображения;
- повысятся качественные характеристики детских работ: рисунки стали
более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
- повысится уровень коммуникативных способностей детей при творческом
взаимодействии с педагогом и сверстниками; повысится у воспитанников
уровень представлений о произведениях живописи и предметах народноприкладного творчества;
- сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественноизобразительных целях;
- плавно и ритмично изображать формообразующие линии;
- изображать предметы по памяти;
- использовать цвет для создания различных образов;
- создавать композиции на листах бумаги разной формы;
- передавать настроение в творческой работе;
- использовать разные приёмы нетрадиционного рисования;
- развёрнуто комментировать свою творческую работу;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты,
владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику
нетрадиционного рисования.

6

Сводный учебный план
№
п\п

Разделы программы

кол.часов

1

Вводное занятие

1

2

Окраска воды

2

3

Окраска бумаги

2

4

Осеннее дерево

8

5

Звездное небо

4

6

Невидимки

4

7

Новые игрушки

8

8

Птицы

8

9

Животные

8

10

Пробуждение природы

4

11

Мир сказок

8

12

Подводный мир

8

13

Беседы, экскурсии, выставки

15

ВСЕГО часов

80

Летний период с 1.06. по 30.06.

7

Учебный план
№ п/п

Всего
Тема занятий

часов

1

Вводное занятие, инструктаж
по технике безопасности,
знакомство с инструментом и
материалом

1

2

«пальчиковая живопись»

4

3

Монотипия (предметная,
пейзажная)
Печатание

Всего часов
Теор
итиче
ских

Прак
тичес
ких

1

опрос

1

3

наблюдение

3

1

2

наблюдение

3

1

2

анализ работ

Кляксография (выдувание
трубочкой, рисование от
пятна, рисование ниточкой);
Оттиски штампов различных
видов;

7

2

5

наблюдение

4

1

3

организация выставки
работ

7

Рисование восковыми
мелками+ акварель,
свеча+акварель

5

1

4

наблюдение

8

Обрывание бумаги

4

1

3

наблюдение, анализ
работ

9

Граттаж

4

1

3

наблюдение, анализ
работ

10

4

2

2

беседа, наблюдение

11

Рисование ватными
палочками
«Тиснение»

4

1

3

наблюдение

12

Рисование по мокрой бумаге

4

1

3

анализ работ

13

«Набрызг»

5

2

3

организация выставки

14

Оттиск пробкой и печатками,
черный маркер + акварель,
«знакомая форма – новый
образ»

6

2

4

наблюдение

4
5

6

8

15

Составление композиций

8

16

Выставка

6

Всего часов

72

2

19

анализ работ

6

оформление уголка
природы работами

53

Летний период с 01.06. по 30.06.
Совместное рисование, составление композиций
Проведение выставки совместного творчества детей и
родителей

С о д е р ж а н и е

6

4

4

4

4

Орган
изаци
я
выста
вок

п р о г р а м м ы

1.Вводное занятие.
Задачи кружка «Волшебная кисточка».
Оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материал для работы.
Правила техники безопасности при работе с нетрадиционными материалами
2.Монотипия («Краски и отпечатки»)
создать условия для знакомства детей с понятием монотипия;
развивать чувство цвета
Практическая работа:
выполнение работ серии «Осень», организация выставки для родителей;
содействие наиболее выразительному отражению впечатлений о лете;
продолжать развивать чувство композиции;
совершенствование умений и навыков в работе с техникой «монотипии», в
свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.
3.Печатание.
знакомство с техникой изображения на бумаге с помощью штампов,
предварительно погруженных в краску
Практическая работа:
Выполнение работ – композиций «Волшебные сказки»;
4.Кляксография (трубочкой)
Знакомство с новым способом изображения – раздуванием краски через
трубочку, освоение нового способа спонтанного рисования.
9

Совершенствование умения и навыков в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках
Практическая работа:
Подготовка рабочего места и материала;
выполнение работ «Волшебные овощи и фрукты», оформление выставки для
родителей.
5.Оттиски штампов различных видов
Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой.
Развивать чувство цвета, композиции.
Практическая работа:
Закрепить понятие о цветоведении, самостоятельно выбирать образцы для
работы и подбирать краски по цвету.
Выполнение работ «Мир сказок»
Организация выставки «В гостях у сказки»
6.Рисование восковыми мелками+ акварель, свеча+акварель
Совершенствование умения рисовать в нетрадиционной изобразительной
технике восковые мелки + акварель.
Развивать воображение, чувство композиции
Практическая работа:
пополнение природного уголка рисунками детей о подводном царстве;
выполнение и оформление данной работы
7.Обрывание бумаги
Совершенствование техники обрывание бумаги.
Закрепление умения дополнять изображение деталями.
Практическая работа:
выполнение работы «Забавные игрушки» и ее оформление
8.Граттаж
Знакомство с техникой граттаж.
Практическая работа:
Выполнение работы «Животные и птицы» и их обыгрывание
10

9. Рисование ватными палочками
Закрепление умения передавать колорит дымковских узоров. Использование
комбинирование различных, освоенных ранее, элементов в новых сочетаниях.
Практическая работа:
Выполнение работы «Волшебная зима», оформление работами раздевалки
10. «Тиснение»
Знакомство с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой
формы, делать тиснение на них.
Практическая работа:
подготовка материала и места работы;
выполнение работы «Весеннее пробуждение», оформление уголка природы и
экспериментирования
11. Рисование по мокрой бумаге
Продолжать знакомить с техникой «по мокрому», учить передавать в рисунке
характерные особенности весенних цветов. Развивать эстетическое
восприятие.
Практическая работа:
Выполнение работы «Открытка маме»
Методическое обеспечение программы

Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
Наглядные методы: наблюдение (натуральных объектов в реальных
условиях и в групповых условиях), иллюстрация (фото, рисунки, схемы,
плакаты), видеометод.
Практические методы: упражнения, синхронное рисование, показ
воспитателем новой техники рисования, прием пассивных движений с
неуверенными детьми, экспериментирование с художественным материалом и
техниками (смешивание красок, сочетание в рисунке разных техник,
использование новых материалов; творческие игры).
Способы:
•
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
•
обрывание бумаги;
•
скатывание бумаги;
•
рисование восковыми мелками+ акварель, свеча+акварель;
•
рисование по мокрой бумаге;
11

•
рисование путем разбрызгивание краски;
•
оттиски штампов различных видов;
•
«монотипия» (предметная, пейзажная);
•
«точечный рисунок»;
•
граттаж;
•
кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна, рисование
ниточкой);
•
тиснение;
•
рисование жесткой кистью (тычок);
•
рисование на полиэтиленовой пленке.
Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной программой «Волшебные бусинки». При
реализации программы используются четыре вида контроля: входящий,
текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на
занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного
года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль
осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть:
анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является
важнейшим средством управления образовательно-воспитательного процесса.

12

Методические материалы
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Материально – техническое обеспечение программы.
Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с
необходимым для этого оборудованием.
Функциональное использование кабинета.
 Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
 Индивидуальное консультирование;
 Проведение кружков
 Проведение мастер классов с родителями и детьми;
 Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах
детского творчества и его значимости.
Базовое оснащение кабинета.
 Столы для детей: 4 шт.
 Стул для детей: 13 шт.
 Полки для изоматериалов: 3 шт.
 Стенка для пособий: 1 шт.
 Подставка для цветов: 1 шт.
 Мольберт:1шт.
 Магнитофон: 1шт.
 Изобразительный материал
Художественные материалы и инструменты.
№
п/п

Количество
Наименование
Кисти:





1



синтетика №6
синтетика №3
щетина №7
щетина №2
коза №6

20шт
20шт
20шт
20шт
20шт

Карандаши:





2
3



графитные,
цветные,
цветные толстые
восковые в пластике
Восковые

Уголь художественный

20шт
5 упаковок по 24шт
4 упаковки по 12шт
5 упаковок по 12шт
8 упаковок по 12шт
8 упаковок
13

4

Краски акварель

6 штук по 12 цветов

5

Гуашь

6 наборов по 6 цветов

6

Гуашь

4 набора по 12 цветов

7

Цветная бумага

10 наборов

8

Цветной картон

10 наборов

9

Белый картон

10 наборов

10

Ножницы

15 штук

11

Краски для ткани «батик»

2 набора

12

Трафареты

8 штук

13

Печатки

12 штук

14

Клей –карандаш
Клей ПВА

8 штук

Наглядные пособия.
№
п/п

Наименование

Количество

1

Плакаты:
«Фрукты», «Овощи», «Азбука цвета», «Цвета»

3 штук

2

Репродукции картин
Альбом пейзажной живописи «Четыре времени
года»
Альбомы репродукций.
« Четыре времени года.»
Альбом «Знакомство с жанровой живописью»

25 шт.
1шт
1шт
1 штуки

3

Изделия декоративно-прикладного искусства

22 штук

4

Технологические карты:
«Шаг за шагом», «Море», «Зоопарк», «Игрушки»,
«Природа», «Космос»

5 комплектов

5

Альбомы с декоративными росписями

5 штук

14

Организация развивающей предметно-пространственной среды
Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного
природного и бытового материала.
Принципы организации:

Принцип сезонности: построение познавательного содержания с
учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный
момент времени.

Принцип развивающего характера художественного образования.

Принцип природосообразности: постановка задач художественно творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и
индивидуальных способностей.

Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности,
построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Учёт возрастных и психологических особенностей детей;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 Игровая форма подачи материала;

Сотрудничество Организации с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий среднее профессиональное и высшее образовани
и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
актами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,

Приказ № 629N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
15

программам”
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г. Москва)


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),


Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 3 «Малыш» г. Моздока Республики Северная Осетия Алания; и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения.


Список литературы.

1. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности»; СанктПетербург «Детство-Пресс» 2003 г.
2. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное
пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»,
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Творческий
центр, Москва, 2004 г.
4. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду. Подготовительная к школе группа»; Москва – Владос 2003г
5. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г
6. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду. Средняя группа» Москва – Владос 2003г
7. Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей
5-7 лет»;Москва, Владос, 2001 г.
8. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью»; Санкт-Петербург,
«Детство-Пресс», 2001 г.
9. Н.Алексеевская «Карандашик озорной»; методическое пособие; «Лист»,
Москва, 1999 г.

16

Оценочные материалы
Диагностика проводится 4 раза в год: в начале учебного года (первичная –
сентябрь-октябрь), 2 текущих контроля (декабрь, май), и в конце учебного года
(итоговая – май).
1. Уровень овладения детьми техническими навыками.
Низкий – ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения
выбранного нетрадиционного способа изображения.
Средний – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но
выбирает технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или
ребенок прибегает к помощи педагога.
Высокий – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает
их, использует их для полного раскрытия своего замысла.
2. Уровень овладения детьми создания художественного образа.
Низкий – образного решения нет или используется бедное изолированное
образное решение.
Средний – образное решение строится на отдельных не характерных деталях,
выразительность приглушена стереотипами.
Высокий - образ создается через характерные особенности, и дополнительные
штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.
3. Уровень овладения детьми композиционными навыками.
Низкий – изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не
прослеживается, композиция отсутствует.
Средний - изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая
перспектива.
Высокий - композиция интересная, найдены выразительные решения,
пространство листа используется полностью и гармонично.
4. Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа.
Низкий – живописное решение отсутствует (встречается редко);
Средний– цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как
средство раскрытия образов.
Высокий – живописная композиция включена в образный и смысловой строй
работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения
темы.
5. Оригинальность рисунка.
Низкий – типичное содержание и стереотипное исполнение.
Средний - отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным
способом исполнения.
Высокий - есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания
и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным
параметрам, в том числе и особое художественное видение.
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».