ДОП.ОБРАЗОВАНИЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

Пояснительная записка
Данная программа «Будь здоров» спроектирована с учётом ФОП дошкольного
образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных
потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного
образования.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы
укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и
коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного
аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание
обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов.
Направленность программы: физкультурно-оздоровительная
Адресат программы: дети 6-7 лет
Отличительные особенности программы:
- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность
которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.
- Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных
особенностей детей.
- Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении
благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов,
отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.
- Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют
практическую значимость.
- Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы
укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность
детей и воспитателя.
Актуальностью данной программы является то, что в возрасте 6-7лет свод
стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям как в
худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания.
Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию ранних
изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для
функционирования внутренних органов и опорно-двигательного аппарата в
целом. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной
деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной
полости. Такие дети предрасположены к различным заболеваниям и травмам.
В процессе образовательной деятельности недостаточно времени уделяется
специальным упражнениям по профилактике плоскостопия и нарушений
осанки у детей, а также не все родители достаточно вооружены необходимыми
знаниями и практическими навыками в вопросах профилактики и коррекции
данных нарушений. Своевременное внедрение комплексных занятий,
направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата для
формирования правильного свода стопы и осанки, является наиболее значимым
фактором создания данной программы.

Специально подобранные физические упражнения являются основным и
действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки и
предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия,
сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Занятия в кружке «Будь здоров» дадут возможность получать оздоровительный
эффект и показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент
постоянные или временные отклонения в состоянии опорно-двигательного
аппарата и здоровья в целом.
Программа направлена на профилактику плоскостопия и нарушения
осанки, укрепления здоровья детей, в целях укрепления опорно-двигательного
аппарата детей дошкольного возраста; по форме организации программа
является кружковой; по времени реализации - годичной.
Новизна программы – состоит в том, что в ней систематизированы все приёмы
от азов. Разработана комплексная программа оздоровления детей с учетом
региональных климатогеографических особенностей.
Педагогическая целесообразность
Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте
период формирования структуры костей еще не завершен. Скелет ребенка в
большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в
них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно,
поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под
влиянием неправильного положения тела.
Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя
– формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и
воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы
позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».
Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую, кифотическую,
выпрямленную, а также ассиметричную.
Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со
снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка.
При всех формах нарушениях осанки затрудняется в той или иной степени
работа сердца, легких, диафрагмы. Нагрузка на позвоночник распределяется
неправильно, а в дальнейшем могут появиться боли. Раннее выявление
нарушений осанки важно, чтобы своевременно начатое комплексное лечение
могло дать положительные результаты.
Отчего может нарушиться осанка?
1) Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время
проводит в этой позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии
стульев и столов как в группе, так и дома, либо не мешать ребенку больше
времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например), как это
принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и в школах.
2) Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
3) Привычка ребенка стоять с опорой на одну ту же ногу. В норме правильная
ходьба – это такая ходьба, когда масса тела равномерно распределяется на обе

ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы
одна нога была на одних весах, другая на других).
Плоскостопие является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа
– опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В
дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее
формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние
воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных
отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на
развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности и
может стать серьезным препятствием к оздоровлению.
Уровень освоения программы - базовый
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Формирование ценностного отношения детей к здоровью и
здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорнодвигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы:
Оздоровительные
 сохранять и укреплять здоровье детей;
 содействовать
правильному
и
своевременному
формированию
физиологических изгибов позвоночника и свода стопы;
 оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
 укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса,
как необходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
 обучать правильной постановке стоп при ходьбе;
Развивающие
 развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость,
выносливость, ловкость);
 двигательные способности детей (функции равновесия, координации
движений);
 дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
Воспитательные
 воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа
правильной походки;
 корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность,
страхи, агрессивность, низкая самооценка);
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

Объем и сроки освоения программы
Программа «Будь здоров» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
детей 6-7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период провидятся с детьми 8
занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общая продолжительность занятия в
соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин
составляет: 30 - 35 минут.
Количество воспитанников в группе - не более 15 человек. Увеличение
количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует
постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку.
В реализации программы участвуют не только дошкольники, имеющие
отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие
сводов стопы), но и дети, стремящиеся сформировать правильную осанку и
избежать плоскостопия, а также улучшить физическую подготовленность. Набор
в кружок проводится на основании медицинских заключений и желания
родителей (законных представителей) детей, посещающих детский сад. Занятия
проводятся с учетом предусмотренного учебного плана, во второй половине дня,
когда дети не заняты на основных программных занятиях.
Основным содержанием программы являются общеразвивающие и
специально подобранные физические упражнения, и игры, направленные на
формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. В программе
предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм
дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической
подготовленности.
Теоретический материал программы дается темами, сообщение знаний
организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения
двигательных действий или после занятия (группой или индивидуально). Такие
беседы знакомят дошкольников не только с необходимостью формировать
правильную осанку, вести здоровый образ жизни, но и с техникой выполнения
тех или иных видов физических упражнений и их значимостью на организм
человека.
Основными направлениями системы мероприятий по предупреждению
нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, являются:
знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание
потребности в нем;
удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в
движении;
осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного
аппарата;
формирование правильной осанки;

укрепление мышц участвующих в формировании свода стопы.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНИК:
Будет знать: правила поведения на занятиях в спортивном кружке, что такое
оздоровительная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое
правильная осанка.
Будет уметь: Обучающиеся будут уметь выполнять упражнения для
профилактики плоскостопия и нарушения осанки; уметь демонстрировать
общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на
четвереньках, с гимнастическими палками; дыхательные упражнения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1. Созданы необходимые условия для осуществления оздоровительных
мероприятий по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.
2. Повышены представления у детей о здоровом образе жизни.
3. Создана система оздоровительной работы с детьми.
4. Повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей
развития физических качеств).
5. Снижен уровень заболеваемости.
6. Оптимизирована работа с родителями.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
1.Основные направления программы:
Программа включает три раздела.
В каждый раздел входит теоретический и практический материал.
I. Профилактика и коррекция нарушения осанки
Теоретический материал:
знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение
правила безопасности при их выполнении
Практический материал:
специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на развитие
правильной осанки с предметами и без них

специальные упражнения в положении лежа на животе, на направленные для
укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них
самовытяжение из разных исходных положениях, направленные исправление
нарушений осанки
подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки
дыхательные упражнения
упражнения на расслабление
общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях, для всех
мышечных групп с предметами и без них.
II. Профилактика и коррекция плоскостопия
Теоретический материал:
 знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и
способствующие нормальному развитию стопы
для чего надо заботиться о здоровье своих ног
Практический материал:
 самомассаж стоп и голени
 специальные упражнения в исходном положении лежа
 специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера
 специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу,
руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки,
платочком)
 специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе
игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие
физических упражнений
III. Совершенствование двигательных умений
Теоретический материал:
 техника безопасности во время бега и ходьбы
во время бега и ходьбы соблюдать дистанцию, не наталкиваться
Практический материал:
 игры и упражнения на развитие двигательных навыков
 упражнения в ползание

 ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках
 формирование навыка рациональной техники бега
 совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки
2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач
программы предусмотрены следующие структуры:
- Упражнения для коррекции осанки
-Корригирующая гимнастики
- Релаксационные упражнения с элементами психогимнастики (по методике
Алямовской)
-Занимательные разминки
-Различные виды массажа
-Пальчиковая гимнастика
-Дыхательная гимнастика
-Ходьба по массажным дорожкам
- Различные виды игр
Для успешной реализации программных задач используются занятия по
содержанию:
-Традиционные
-Круговые тренировки
-Игровые
-Занятия – путешествия
-Обучающие
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
 Дети знают все исходные положения, последовательность
выполнения упражнений, понимают их профилактическое и
оздоровительное значение, выполняют самостоятельно.
 Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о ЗОЖ.
 Соблюдают правила безопасности и профилактики травматизма.
 Соблюдают правила личной гигиены и закаливания организма.
 Знают назначение экипировки и использования спортивного инвентаря.
 Делают самостоятельно некоторые упражнения на фитболах.














Умеют принимать и удерживать правильную осанку у стены.
Сохраняют правильную рабочую позу при письме и чтении сидя.
Выполняют упражнения на самовытяжение и расслабление.
Выполняют различные упражнения, в разных исходных положениях.
Пользуются современным спортивным инвентарем и
оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных
форм занятий адаптивной физической культурой.
Выполняют самостоятельно дыхательную гимнастику.
Самостоятельно выполняют специальные корригирующие упражнения.
Ходят ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
Умеют выполнять все упражнения на перестроение.
Умеют самостоятельно выполнять комплексы адаптивной физкультуры.
Используют свои умения и навыки в повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структура занятий.
Вводная часть:
Проверка осанки, различные виды ходьбы, бега для коррекции и
профилактики осанки и плоскостопия, разогревающие упражнения,
подготавливающие к основной части занятий, самомассаж с использованием
массажных дорожек.
Основная часть:
ОРУ - блок физических упражнений, направленный на развитие гибкости и
подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса и силы мышц
торса, укрепление мышц и связок, участвующих в формировании свода стопы,
в том числе самомассаж.
ОВД упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание - с
акцентом на формирование осанки и профилактику плоскостопия.
ИГРЫ - различной подвижности, помогающие формированию правильной
осанки и способствующие профилактике плоскостопия.
Заключительная часть:
Дыхательные упражнения, релаксация.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Методы
Приемы, как части метода, дополняющие и
обучения
конкретизирующие его
1. Наглядный Наглядно - зрительные приемы: показ
метод
физических упражнений;
использование наглядных пособий
(использование фотографий,таблиц и т.д.);
имитация (подражание);
зрительные ориентиры (предметы,
разметка поля);
Наглядно- слуховые приемы (музыка,
песни).
Тактильно - мышечные приемы
(непосредственная помощь воспитателя).
2. Словесный  объяснение; пояснение; указание;
метод
напоминание;
 подача команд, распоряжений,
сигналов;
 вопросы к детям;
 оценка;
 образный сюжетный рассказ; беседа;
 словесная инструкция;
3. Практичес
 повторение упражнений с
кий метод
изменениями и без изменений;
массаж;
 проведение упражнений в
соревновательной форме;

4.

Игровой
метод

 проведение упражнений в игровой
форме; использование подвижных
игр;
 организация двигательной
деятельности детей в соответствии с
игровым сюжетом;

Цель
Создает зрительное
слуховое, мышечное
представление о
движении

Обращен к сознанию
детей, помогает
осмысленно поставить
двигательную задачу,
раскрыть содержание и
структуру движения.

Закрепляет на практике
знания, умения и
навыки в основных
движениях,
способствует созданию
мышечных
представлений о
движении.
Способствует
дальнейшему росту
физических
возможностей детей,
усвоению более
сложных двигательных
действий, овладение их
техникой.

Правила подбора оздоровительных и коррекционных упражнений
при проведении занятий
Требование бережного отношения к состоянию опорно-двигательного
аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике основных
видов движений: ходьбе, беге, прыжков, метании и выполнении
общеразвивающих упражнений. Методика профилактико-коррекционных
занятий предусматривает выполнение следующих правил.
Подбор и выполнение комплекса оздоровительной гимнастики, обучение
основным видам движений должны реализовываться в щадящем режиме для
шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:
 исключение упражнений, связанных с перезагибанием в шейном отделе
позвоночника в переднее – заднем направлении;
 выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за
счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких
сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей;
 упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться
с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскости.
 для исключения гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в
которых возможна задержка дыхания и натуживание; это в первую
очередь касается упражнений на развитие силы.
Примером выполнения перечисленных правил могут служить наклоны
головы в стороны: медленные наклоны головой в правую (левую) сторону.
Задержаться в этом положении на 30 сек. (от 3 до 5 глубоких дыхательных
движений).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ходьба:

обычная, на носках, пятках, с высоким подниманием бедра, скрестная,
перекрёстная, с перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы,
гимнастическим шагом, в полуприседе, спиной вперёд, выпадами;

в колонне по одному, по двое, в шеренге; в разных направлениях;

в сочетании с другими видами движения;

по массажным дорожкам, полосе препятствия, с предметами на голове.
Бег:

обычный, на носках, высоко поднимая колени, сильно сгибая ноги назад,
выбрасывая ноги вперёд, мелким и широким шагом;

бег в колонне по одному, по двое, в разных направлениях, с
преодолением препятствий;

по доске, рифлёной и наклонной доске, бревну, скамейке, в чередовании с
ходьбой, прыжками.
Комплексы ОРУ:

с элементами ЛФК с предметами (гимнастические палки, мячи
утяжелённые, массажные, платочки и т.д.) и без: на формирование осанки; по
профилактике плоскостопия;


игровые комплексы и упражнения с гимнастическим мячом (фитболом);

комплексы ритмической гимнастики;

комплексы детской йоги: «Я радостный», «Волшебные превращения»,
«Здравствуй солнышко!», «Я расту!».
Формирование двигательных умений и навыков:

ползание и лазанье: по гимнастической стенке, скамейке, бревну, матам;
пролезание в обруч, под рейки, дуги разными способами.

прыжки: по массажной дорожке, на 2-ух ногах разными способами на
месте и с продвижением, с зажатым мешочком, мячом разного диаметра между
ног; на 1-ой ноге; в высоту и в длину с разбега и с места; с высоты в
обозначенное место; через резинку, скакалку; по наклонной плоскости;

бросание, ловля, метание: перебрасывание мячей разного диаметра друг
другу разными способами и из разных и.п.; через сетку (верёвку); бросание
массажных мячей вверх и ловля разными способами; отбивание мяча на месте и
в движении; метание на дальность, в цель, в движущуюся цель.

упражнение в равновесии статическом и динамическом: ходьба по узкой
и широкой рейке гимнастической скамейки, выполняя различные задания; по
бревну, верёвке, канату, палке; кружение с открытыми и закрытыми глазами (с
остановкой и выполнением различных фигур); стойка на кубе, полусфере на
одной ноге, выполняя различные фигуры.

игротерапия - игры, направленные на преодоление: плоскостопия,
нарушения осанки, ожирения, заболеваний сердечно-сосудистой системы,
бронхолёгочных заболеваний.
Развитие двигательных способностей:

спортивные игры и упражнения: элементы футбола; элементы
баскетбола; городки;

гимнастика и упражнения на растяжку;

подвижные игры на развитие силы, ловкости, гибкости, координации,
пространственной ориентировки.
Игровой самомассаж:

пальчиковая гимнастика;

игровой самомассаж (с предметами и без) стоп, ног, спины, ушных
раковин;

массаж стоп на роликовых тренажёрах; дорожке «Здоровье».
Дыхательная гимнастика:

дыхательная гимнастика Стрельниковой;

дыхательно-звуковая гимнастика;

брюшно-носовое дыхание, ха-дыхание, ступенчатое дыхание.
Упражнение на релаксацию организма:

психогимнастика;

мышечная релаксация.

Сводный учебный план

Общее количество
академических
часов

Тема

№

В том числе
Теор-ие
Прак-ие

1.

Ходьба, бег

8

2.

Оздоровительная физкультура

22

3.

Равновесие

8

8

4.

8

8

8

8

6.

Ползание, подлезание, пролезание,
лазанье
Прыжки, метание, катание, бросание,
прокатывание
Игры

16

16

7.

Диагностика

2

2

8

Всего

72

6

5.

8
4

18

32

Учебный план

Сентябрь

Месяц

Цели и задачи

Содержание занятия

Оборудование и
инвентарь

Исследование
физического
развития и здоровья
детей.

Проведение диагностики и
тестирование

Таблицы и карты
диагностики,
участие
медсестры

Значение
правильной осанки
для укрепления
здоровья, знания о
правильной осанке и
постановке стоп.
Обучение
упражнениям для
профилактики
плоскостопия и
нарушения осанки.

Правильная осанка, проверка
осанки. Упражнения при
различных передвижениях.
Упражнения в положении стоя
и сидя, в положении стоя на
четвереньках и лежа. Ходьба с
мешочком на голове.
Упражнения с использованием
фитболов. Игры на
профилактику плоскостопия.
Восстановление дыхания и
релаксация.

Гимнастические
маты, мешочки с
песком, мячикиежики, мячифитболы,
расслабляющая
музыка,
волшебный
парашют

Параметры
правильной осанки и
как ее проверить,
формирование

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении.
Упражнения сидя на
стульчиках. Упражнения сидя, в

массажные
дорожки,
массажные мячи,
стульчики,

Октябрь

правильной осанки,
коррекция
плоскостопия,
укрепление
«мышечного
корсета», обучение
упражнениям на
растягивание мышц.

положении на четвереньках и
лежа с гимнастическими
палками. Упражнения на
растяжку сидя и лежа.
Упражнения с использованием
фитболов. Игры на
формирование правильной
осанки.

гимнастические
палки, мячифитболы,
волшебный
парашют

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия
Дыхание при
выполнении
упражнений,
восстановительное
дыхание, укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении.
Обучение правильному
дыханию во время выполнения
упражнений. Упражнения с
использованием шведской
стенки. Упражнения стоя с
использованием массажных
ковриков, упражнения сидя и
лежа для мышц спины и
брюшного пресса без
предметов. Игры на
формирование правильной
осанки. Обучение
восстановительному дыханию.

Канат, обручи,
шведская стенка,
массажные
коврики,
Массажные,
дорожки,
расслабляющая
музыка

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия
Самомассаж.
Развитие
выносливости к
умеренным
нагрузкам.
Упражнения для
расслабления мышц

Проверка осанки, команда
«Выпрямись». Упражнения и
самомассаж в движении с
гантели. Упражнения стоя, сидя
и лежа с гантели. Игры на
формирование правильной
осанки и профилактику
плоскостопия. Обучение
расслаблению мышц лежа на
спине.

Массажные
дорожки, гантели,
массажные
коврики

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Укрепление
«мышечного
корсета», Растяжка.
Упражнения для

Проверка осанки, команда
«Выпрямись». Упражнения и
самомассаж в движении с
мячами. Упражнения стоя, сидя
и лежа с мячами. Упражнения
на растяжку с мячами. Игры на
формирование правильной
осанки и профилактику

Массажные
дорожки, мячи,
расслабляющая
музыка

Ноябрь

расслабления мышц.

плоскостопия. Релаксация.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
образующих свод
стопы, рук, спины,
живота. Упражнения
для расслабления
мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении.
Упражнения с использованием
скамейки. Упражнения с
использованием ленточных
эспандеров. Упражнения с
использованием фитболов.
Полоса препятствий с
использованием скамейки, дуг,
больших и малых кубов,
гимнастического мата.
Релаксация.

Канат, скамейки,
дуги, большие и
малые кубы,
ленточные
эспандеры,
фитболы,
гимнастический
мат

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
выполнение
упражнений на
растяжку,
укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
гимнастическими палками.
Упражнения стоя, сидя и лежа с
палками для укрепления мышц
стопы, «мышечного корсета» и
на растяжку. Упражнения с
использованием фитболов.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Массажные
дорожки,
гимнастические
палки, фитболы,
расслабляющая
музыка.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
образующих свод
стопы, рук, спины,
живота. Упражнения
для расслабления
мышц

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
мешочками. Упражнения на
месте, сидя и лежа с
использованием мешочков.
Упражнения в передвижении с
использованием шведской
стенки и наклонной доски.
Упражнения на балансирах.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Массажные
дорожки,
мешочки с
песком,
балансиры,
шведская стенка,
наклонная доска

Формирование
Проверка осанки. Упражнения
правильной осанки и и самомассаж в движении с
профилактика
утяжеленными мячами.

Массажные
дорожки,
фитболы,

Декабрь

плоскостопия.
Самомассаж.
Развитие силы.
Упражнения для
расслабления мышц.

Упражнения стоя, сидя и лежа с утяжеленные
использованием утяжеленных
мячи.
мячей. Броски утяжеленного
мяча из положения стоя, сидя и
лежа. Упражнения с
использованием фитболов.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
рук, спины, живота.
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
мячиками-ежиками.
Упражнения для стопы сидя на
скамейках с использованием
мячиков-ежиков. Упражнения с
использованием скамейки для
укрепления мышц рук, спины и
живота. Упражнения на
балансирах. Игры для
формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

Мячики-ежики,
скамейки,
балансиры,
расслабляющая
музыка.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия
Дыхание при
выполнении
упражнений,
укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
акцентом на правильное
дыхание, дыхательные
упражнения. Упражнения с
использованием фитболов.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Массажные
дорожки и
коврики,
фитболы,
расслабляющая
музыка.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении.
Упражнения для стопы на
гимнастических матах.

Гимнастические
маты,
расслабляющая

Январь

Самомассаж.
Развитие
выносливости к
умеренным
нагрузкам.
Упражнения для
расслабления мышц

Обучение группировке
перекатам на спине. Различные
виды бега и прыжков с
продвижением на матах. Игры
для формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

музыка

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия
Обучение
растягиванию мышц,
укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
использованием кегель.
Упражнения на месте с
использованием плоских колец
– стоя, сидя и лежа.
Упражнения с использованием
фитболов. Полоса препятствий
с использованием кегель,
шведской стенки, плоских
колец, каната. Игры для
формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

Массажные
дорожки, кегли,
плоские кольца,
канат, фитболы,
расслабляющая
музыка

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
образующих свод
стопы, рук, спины,
живота. Упражнения
для расслабления
мышц.

Проверка осанки. Упражнения в
движении со скакалками,
упражнения стоя, сидя и лежа с
использованием скакалок.
Упражнения сидя на стульчиках
для стопы с использованием
нестандартного оборудования
(платочки, «скорлупки» от
киндер-сюрпризов).
Упражнения на балансирах.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Скакалки,
стульчики,
платочки,
балансиры,
шарики,
деревянные
палки,
«скорлупки» от
киндерсюрпризов

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
выполнение
упражнений на
растяжку,

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении.
Упражнения сидя на
стульчиках. Упражнения сидя, в
положении на четвереньках и
лежа с гимнастическими
палками. Упражнения на

Массажные
дорожки,
массажные мячи,
массажеры,
стульчики,
гимнастические

укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

растяжку сидя и лежа. Игры на
формирование правильной
осанки.

палки

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
образующих свод
стопы, рук, спины,
живота. Упражнения
для расслабления
мышц

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении.
Обучение правильному
дыханию во время выполнения
упражнений. Упражнения стоя
с использованием массажных
ковриков, упражнения сидя и
лежа для мышц спины и
брюшного пресса без
предметов. Упражнения с
использованием фитболов.
Игры на формирование
правильной осанки. Обучение
восстановительному дыханию.

Канат, обручи,
массажные
коврики,
фитболы,
расслабляющая
музыка.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Развитие силы.
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки, команда
«Выпрямись». Упражнения и
самомассаж в движении с
гантелями. Упражнения стоя,
сидя и лежа с гантелями. Игры
на формирование правильной
осанки и профилактику
плоскостопия. Обучение
расслаблению мышц лежа на
спине.

Массажные
дорожки, гантели,
ленточные
эспандеры,
массажные
коврики.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Укрепление мышц
рук, спины, живота.
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки, команда
«Выпрямись». Упражнения и
самомассаж в движении с
мячами. Упражнения стоя, сидя
и лежа с мячами. Упражнения
на растяжку с мячами.
Упражнения с использованием
ленточных эспандеров. Игры на
формирование правильной
осанки и профилактику
плоскостопия. Релаксация.

Массажные
дорожки, мячи,
ленточные
эспандеры,
расслабляющая
музыка

Февраль

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
выполнение
упражнений на
растяжку,
укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
Скамейки, дуги,
и самомассаж в движении.
большие и малые
Упражнения с использованием кубы, маты, канат
скамейки. Полоса препятствий с
использованием скамейки, дуг,
больших и малых кубов,
гимнастического мата. Игры на
формирование правильной
осанки и профилактику
плоскостопия. Релаксация.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
образующих свод
стопы, рук, спины,
живота. Упражнения
для расслабления
мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
гимнастическими палками.
Упражнения стоя, сидя и лежа с
палками для укрепления мышц
стопы, «мышечного корсета» и
на растяжку. Игры для
формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

Массажные
дорожки,
массажные мячи,
гимнастические
палки,
расслабляющая
музыка.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Развитие силы.
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
мешочками. Упражнения на
месте, сидя и лежа с
использованием мешочков.
Упражнения в передвижении с
использованием шведской
стенки и наклонной доски.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Массажные
дорожки,
мешочки с
песком, шведская
стенка, наклонная
доска

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
выполнение
упражнений на
растяжку,

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
утяжеленными мячами.
Упражнения стоя, сидя и лежа с
использованием утяжеленных
мячей. Броски утяжеленного
мяча из положения стоя, сидя и

Массажные
дорожки,
утяжеленные
мячи, фитболы.

Март

укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

лежа. Упражнения с
использованием фитболов.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Упражнения на дыхание.
Релаксация.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
образующих свод
стопы, рук, спины,
живота. Упражнения
для расслабления
мышц

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
мячиками-ежиками.
Упражнения для стопы сидя на
скамейках с использованием
мячиков-ежиков. Упражнения с
использованием скамейки для
укрепления мышц рук, спины и
живота. Упражнения с
использованием фитболов.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Мячики-ежики,
скамейки, мячифитболы,
расслабляющая
музыка.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Развитие силы.
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
акцентом на правильное
дыхание, дыхательные
упражнения. Упражнения с
использованием фитболов.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Массажные
дорожки и
коврики,
фитболы,
расслабляющая
музыка.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия,
восстановительное
дыхание, укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
равновесия,

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении.
Упражнения для стопы на
гимнастических матах.
Обучение группировке
перекатам на спине. Различные
виды бега и прыжков с
продвижением на матах.
Упражнения на балансирах.
Игры для формирования
правильной осанки и

Гимнастические
маты, балансиры,
расслабляющая
музыка

Апрель

расслабления мышц.

профилактики плоскостопия.
Релаксация.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия
Самомассаж.
Развитие
выносливости к
умеренным
нагрузкам.
Упражнения для
расслабления мышц

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
использованием кегель.
Упражнения на месте с
использованием плоских колец
– стоя, сидя и лежа. Полоса
препятствий с использованием
кегель, шведской стенки,
плоских колец, каната. Игры
для формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация

Массажные
дорожки, кегли,
плоские кольца,
канат,
расслабляющая
музыка

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия
Обучение
растягиванию мышц,
укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения в
движении со скакалками,
упражнения стоя, сидя и лежа с
использованием скакалок.
Упражнения сидя на стульчиках
для стопы с использованием
нестандартного оборудования
(платочки, «скорлупки» от
киндер-сюрпризов). Игры для
формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

Зеркало,
скакалки,
стульчики,
платочки,
«скорлупки» от
киндерсюрпризов

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
образующих свод
стопы, рук, спины,
живота. Упражнения
для равновесия,
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
мячиками-ежиками.
Упражнения для стопы сидя на
скамейках с использованием
мячиков-ежиков. Упражнения
на балансирах. Упражнения с
использованием скамейки для
укрепления мышц рук, спины и
живота. Игры для
формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

Мячики-ежики,
скамейки,
балансиры,
расслабляющая
музыка.

Формирование
Проверка осанки. Упражнения
правильной осанки и и самомассаж в движении с

Массажные
дорожки и

акцентом на правильное
дыхание, дыхательные
упражнения. Упражнения с
использованием фитболов.
Игры для формирования
правильной осанки и
профилактики плоскостопия.
Релаксация.

коврики,
фитболы,
расслабляющая
музыка.

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Укрепление мышц
образующих свод
стопы, рук, спины,
живота. Упражнения
для расслабления
мышц

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в
движении.Упражнения для
стопы на гимнастических
матах. Обучение группировке
перекатам на спине. Различные
виды бега и прыжков с
продвижением на матах. Игры
для формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

Гимнастические
маты,
расслабляющая
музыка

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия.
Самомассаж.
Развитие силы.
Упражнения для
расслабления мышц.

Проверка осанки. Упражнения
и самомассаж в движении с
использованием кегель.
Упражнения на месте с
использованием плоских колец
– стоя, сидя и лежа. Полоса
препятствий с использованием
кегель, шведской стенки,
плоских колец, каната. Игры
для формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

Массажные
дорожки, кегли,
плоские кольца,
канат,
расслабляющая
музыка

Формирование
правильной осанки и
профилактика
плоскостопия
Самомассаж.
Развитие
выносливости к
умеренным
нагрузкам.

Проверка осанки. Упражнения в
движении со скакалками,
упражнения стоя, сидя и лежа с
использованием скакалок.
Упражнения сидя на стульчиках
для стопы с использованием
нестандартного оборудования
(платочки, «скорлупки» от
киндер-сюрпризов). Игры для

Скакалки,
стульчики,
платочки,
«скорлупки» от
киндерсюрпризов

Май

профилактика
плоскостопия.
выполнение
упражнений на
растяжку,
укрепление
«мышечного
корсета».
Упражнения для
расслабления мышц.

Упражнения для
расслабления мышц

формирования правильной
осанки и профилактики
плоскостопия. Релаксация.

Исследование
физического
развития и здоровья
детей.

Проведение диагностики и
тестирование занимающихся.

Таблицы и карты
диагностики
участие
медсестры.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К показателям эффективности относятся:
 сохранение и укрепление здоровья детей;
 развитие гибкости и подвижности позвоночника, правильное
формирование сводов стопы;
 укрепление связочно-суставного аппарата и мышечного корсета у детей;
 овладение навыком правильной походки;
 развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты
реакции, силы, гибкости, ловкости, координационных способностей;
 умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности,
самостоятельно использовать полученные знания и сформированные
умения в изменяющихся условиях.
Эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья,
профилактике и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата детей
дошкольного возраста подтверждаются исследованиями:
I. Первичная диагностика детей.
Врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения ежегодно
проводятся обследования, направленные на комплексную оценку состояния
здоровья, физического развития и функциональных возможностей детей.
Задачей руководителя на этом этапе является ознакомление с результатами
медицинского обследования и определение группы детей, нуждающихся в
физкультурно-оздоровительной работе.
На этом этапе проводится беседа с родителями и воспитателями по
следующим вопросам: возраст ребенка, условия жизни;

 наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних
конечностях, их интенсивность (острые, тупые, ноющие), локализация
(голень, бедро, коленный, голеностопный, тазобедренный суставы),
продолжительность, время проявления. Исключаются боли при
ненастной погоде, больше характерные при ревматизме.
 перенесенные заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата;
 активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует);
 желание родителей связанное с оздоровлением детей.
На основании полученных данных происходит формирование группы детей
для оздоровительных и коррекционных занятий
II. Определение нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.
Для этого в начале и конце учебного года проводится:
визуальный внешний осмотр ребенка и стопы (определяется длина
пальцев). Если второй палец самый длинный, первый палец самый
длинный - оба свидетельствуют о предрасположенности к поперечному
плоскостопию;
III. Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных
особенностей физиологической осанки у детей, которая с возрастом
изменяется. В связи с этим нельзя использовать в качестве образца осанку,
признанную правильной для взрослых. В процессе ее формирования создаются
•

 варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок,
которые не следует считать неправильными, если они отличаются от
образца. Тест учитывает также, что оценка состояния опорнодвигательного аппарата требует не только статического, но и
динамического исследования стоя при ходьбе. Для правильной оценки
результатов обследования по данной методике необходимо знать
возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их.
Например, характерные черты нормальной осанки детей дошкольного
возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс
незначительно смещен кпереди, не выступает за уровень грудной клетки
(в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота,
которая выступает на 1 -2 см; изгибы позвоночника выражены слабо,
угол наклона таза невелик. Результаты обследования детей заносятся в
тестовую карту для выявления нарушений осанки.

Фамилия, имя
ребёнка
Явное
повреждение
органов движения,
вызванное
врожденными
пороками, травмой,
Голова,
шея
болезнью
отклонены от
средней линии;
лопатки и таз
Выраженная
установлены
деформация
несимметрично.
грудной клетки грудь «сапожника»,
Выраженное
впалая, «куриная».
увеличение или
уменьшение
физиологической
Сильное
кривизныотставание
лопаток
Сильное
позвоночника;
(«крыловидные»
выступание
шейного и живота
лопатки).
(более
2см от
линии
поясничного
Нарушение
осей
грудной
лордоза, клетки)
грудного
нижних
кифоза
конечностей
Неравенство (О образные
или Х треугольников
Вальгусное
образные)
талии.
положение пяток
или пятки (ось
пятки отклонена
Явные
отклонения в
наружу) во время
походке:
стояния.
прихрамывающая,
«утиная»
Вывод и др

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

1.

С помощью данного теста оценка состояния осанки проводится по
следующим градациям:
 отрицательные ответы на все вопросы – нормальная оценка.
 положительные ответы на один или несколько вопросов от номеров
3,5,6,7 включительно – незначительные нарушения осанки. (Дети,
обладающие отклонениями, подлежат наблюдению медицинского
работника дошкольного учреждения).
 Положительные ответы на вопросы 1,2,4,8,9,10 (один или несколько) –
выраженные нарушения осанки. (Дети, отнесенные к данной группе,
подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду).
Диагностика усвоенных умений и навыков
Подготовительная к школе группа
1

Мышечная
сила кисти

Цель: измерить мышечную силу
кистей рук с помощью
ручного механического динамометра.
Перед обследованием необходимо
познакомить
детей
с
прибором динамометром и
рассказать, как им пользоваться. Во
время тестирования

Мальчики:
правая рука –
6,9 – 9,3

ребенок принимает исходное
положение: стоя, руки опущены
вниз. Инструктор АФК, дает
указание взять в руки динамометр,
при этом рука ребенка опущена и
немного отведена в сторону. Затем
инструктор использует игровой

Девочки:
правая рука –
4,2 – 8,5

левая рука –
6,5 – 8,8

левая рука –
4,9 – 8,8

прием и предлагает ребенку
поднять «сетку картошки» сильно сжать прибор. Делается по
две попытки каждой рукой,
между
попытками даются 1-2минуты
отдыха. Результаты измерений
фиксируются с точностью до 0,1 кг.
2

3

Силовая
выносливоть
мышц.

Проверка
координации справа; слева.

Цель: Оценить
силовую
выносливость мышц шеи. Ребенок
принимает
исходное положение,
лежа на спине, руки лежат вдоль
туловища, подбородок прижат к
груди. Инструктор дает указание
приподнять голову от пола на 4 – 5 см и
удерживать до усталости (в секундах).

Шея

Цель:
Оценить
силовую
выносливость мышц живота. Ребенок
принимает
исходное положение,
лежа на спине, руки лежат вдоль
туловища.
Инструктор дает
указание поднять прямые ноги вверх
под углом 45º и удерживать до
усталости (в секундах), колени не
сгибать, носки ног тянуть от себя.
Цель: Оценить
силовую
выносливость мышц спины. Ребенок
принимает
исходное положение,
лежа на животе, руки вытянуты
вперед. Инструктор дает указание
приподнять над полом прямые руки,
ноги и голову. Руки в локтях не
сгибать, голова между рук, носки
ног тянуть. Удерживать это
положение до усталости (в секундах).

Живот
55секунд

Цель: выявить координационные
возможности ребенка при
удержании равновесия. Ребенок
принимает
исходное положение,
основная стойка, руки на поясе.
Инструктор дает указание согнуть в
колене левую ногу (и наоборот) и

60 секунд

Спина
60 секунд

Мальчики:
40 – 60

4

5

пытается
при
этом
сохранить
равновесие. Задание выполняется с
открытыми глазами. Время
удержания равновесия фиксируется
секундомером.

Девочки:

Функциональ
ная проба
Проба Штанге

Ребенок
принимает
исходное
положение, сидя на стуле, руки на
коленях. Инструктор делает
указание сделать максимальный вдох
и выдох, затем вновь глубокий
вдох, закрывает рот и зажимает
пальцами нос, задерживая дыхание
на предельно возможное время,
которое определяется по секундомеру.

Мальчики и
девочки:

Функциональ
ная проба
Проба Генчи

Ребенок
принимает
исходное
положение, сидя на стуле, руки на
коленях. Инструктор делает
указание сделать вдох, затем выдох и
задерживает дыхание.

Мальчики и
девочки:

50 – 60

16 – 60

12–30

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Музыкальный центр;
Гимнастические скамейки;
Стульчики;
Гимнастическая стенка;
Наклонная доска;
Мячи (резиновые, пластмассовые);
Гимнастические палки;
Плоские кольца;
Обручи;
Набивные мячи;
Скакалки;
Мешочки с песком;
Фитболы;

Кегли;
Дуги;
Мячики-ежики;
Массажные дорожки и коврики;
Гимнастические маты;
Атрибуты для ОРУ упражнений на развитие мышц спины и плечевого пояса;
Ребристые доски;
Плетеные веревочки;
Горизонтальные лестницы;
Гимнастический канат (для использования его на полу);
Деревянные шарики;
Деревянные толстые палочки;
Нестандартное оборудование: платочки, пластиковые футляры от киндерсюрпризов, крышки от бутылочек, камешки, резиновые жгутики, деревянные
палочки, ленточки, бусины и орехи для захвата пальцами ног, тканевые
салфетки, восковые мелки и рулон бумаги (обоев) для рисования пальцами ног.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение
1. Программа дополнительного образования «…..».
2. Конспекты занятий
3. Картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений
осанки.
4. Консультации для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и
нарушения осанки.
5. Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и
нарушений осанки
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий среднее профессиональное или высшее
образование
(соответствующего
направления)
и
отвечающий
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональном стандарте педагога
дополнительного образования детей и взрослых.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Нормативно-правовые документы
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от
31 -марта 2022 года № 678-р;
 Изменения, внесённые
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
 Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с
изменениями на 21 марта 2022 года).
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября
2027 года.
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция
от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ
от 29.12.2012 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова Т.Г., С.А. Ульянова «Формирование правильной осанки и
коррекция плоскостопия у дошкольников: утренняя и лечебная гимнастика,
занятия, игры, упражнения, комплексы /авт.- Волгоград: Издательство «Учитель»,
ООО «Методкнига», 2016.
2. Галанов А.С. «Игры, которые лечат». – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96с.
3. Лосева В.С. «Плоскостопие у детей дошкольного возраста: профилактика и
лечение» М: Твор. Центр Сфера, 2004. – 59.
4. Литвинова О.М., Лесина С.В. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы
упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей» /
- Волгоград: Издательство «Учитель», ООО «Методкнига», 2014.
5. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»
практ. Пособие, - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005, - 109 с.
6. Сергиенко Н. Н. и Кулик Г. И. «Школа здорового человека. Программа для
ДОУ»
7. Шарманова С.Б. и Федоров А.И. «Профилактика и коррекция плоскостопия у
детей дошкольного возраста средствами физического воспитания». Дошкольное
воспитание. – 2003, №8 – С. 59-62.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».